Красноборские земляки создали мемориал "Лябельский погост"

С недавних пор котлашанин Валерий Витальевич Попов стал активистом нашего движения краеведов «Северное Трёхречье». Недавно мы с ним подготовили серьёзную краеведческую книгу: «Котлас – накануне перестройки» (очерки истории города в 70-80-х годах прошлого столетия). Она вышла в начале лета двенадцатого года – к 95-летию Котласа. А еще он осуществил краеведческий и духовный проект, о котором давно мечтал…

Корни Валерия – красноборские. Он родился на Лябле – в деревне Калинка Гридинская. Давно уже собирает материал по истории этой местности, о своих близких и далёких родственниках, предках, установил родословную отцовского и материнского родов. На кладбище Лябельской церкви покоился прах десятков поколений его предков.

Валерию Попову глубоко в душу запала мысль устроить на месте Лябельского погоста мемориал в память о жителях Ляблы, погребенных здесь. Чтобы было куда прийти, покаяться, попросить прощения за содеянное людьми с памятью предков, чтобы помолиться, возложить цветы.

И вот свершилось! Освящение прошло – в великий церковный праздник Преображения Господня: 27 сентября в Красноборском районе на месте некогда уничтоженной Лябельской Преображенской церкви и кладбища при ней (это деревня Фроловская) освятили крест в память о церкви и земляках-лябельцах, прах которых покоится в этой земле.

Валерий объединил вокруг себя единомышленников. Их усилиями и с ведома местной власти и благословения священника Устьевдской церкви отца Валентина и возводился мемориал. Большую помощь в разработке проекта мемориала оказал Валерию котласский художник и фотограф Виктор Козак.

Мемориал

На месте захламлённого и забытого места – теперь мемориал «Лябельский погост»


Мемориал включил в себя памятный крест с надписью на гранитной плите, небольшую часовню, фрагмент церковной стены и сохранившийся намогильный памятник середины XIX века. Остается поблагодарить нашего соратника-подвижника за содеянное и пожелать дальнейших успехов: ведь благоустройство мемориала ещё продолжится. Предлагаемые здесь фото предоставил Валерий Витальевич.

Выступает В. В. Попов

Валерий Попов выступает с речью на освящении мемориала


А историю этого места мы попросили прокомментировать известного красноборского историка Романа Вячеславовича Власова. Вот что он поведал.

– Славяне поселились на берегах Ляблы в XII-XV вв. во время крестьянской колонизации Севера. Со временем образовался куст деревень – небольшая волость, вошедшая позднее в состав Алексеевской волости. По переписи 1623-1626 гг. в Лябельской волости насчитывалось 29 жилых деревень, 92 крестьянских двора с мужским населением 94 человека. Многие поколения лябельцев трудом отвоевывали у природы жизненное пространство: разрабатывали пашни, сенокосы, пастбища для скота.

Земля хорошего качества, и двинские луга давали высокие урожаи сельскохозяйственных культур и сена, что позволяло успешно развивать мясное скотоводство. На Лябле крестьяне построили три мельницы, которые обслуживали всю округу. Но не хлебом единым жило северное крестьянство.

После обустройства жилищ крестьяне решили возвести церковь, создать приход, – рассказал историк. – Это могло быть в XIV-м или даже в начале XVI веков. Есть сведения, что лябельская Спасская церковь в 1581 году была разобрана за ветхостью и на её месте построена Преображенская церковь. Сколько лет простояла эта деревянная церковь? Известно, зажиточная лябельская община в конце XVIII века приступила к строительству каменного здания церкви. В 1806 году одноэтажная церковь с теплым приделом с северной стороны была построена, а освящены: теплая – в 1809 году во имя Архистратига Михаила, холодная половина – в 1816 году во имя Преображения Господня.

В рукописном историческом сборнике (время написания – вторая половина XIX века), хранящемся в одном из музеев Великого Устюга, есть запись: «В Лябельской Преображенской церкви хранится древний полотняный антиминс с надписью “Освятися Олтарь в честь Господа Бога и Спаса нашего, лета 7089 (1581) марта 10 дня при царе и великом Князе Иоанне Васильевиче, при митрополите Антонии Всея Руси архиепископом Давидом Ростовским, Ярославским и Устюгским”».

Возобновленный придел во имя Архангела Михаила был переосвящен в 1865 году. В течение веков лябельские деревни разрастались, росло их население. В церковном приходе в 1788 году числилось 793 человека, в 1868 году – 1099 человек. В 1860 году при Лябельской церкви открылась церковно-приходская школа.

Так в течение нескольких столетий в трудах и молитвах, с Божьей помощью крестьянская община на Лябле строила свою трудовую и духовную жизнь. Но ХХ век круто изменил основы крестьянского бытия. Первая мировая и гражданская войны разорили деревни. Новая власть объявила войну религии, церкви, духовенству. Церковное имущество конфисковалось, духовенство лишалось избирательных прав, церковь облагалась непомерно высокими налогами. Советская власть беспрецедентно идеологически обрабатывала население в духе коммунистических идеалов. В Красноборске создали «Союз воинственных безбожников».

И.С. Карпов, служивший псаломщиком Лябельской церкви, в своих воспоминаниях отмечает, как была произведена в 1920-х годах конфискация ее имущества: «Представитель райисполкома зашел в храм Божий с грязным мешком, не снимая головного убора, своими руками с престола и жертвенника поклал священные сосуды в грязный мешок». Многие приходские священники подвергались аресту. Но на их место назначались новые. И.С.Карпов отмечает, что в 1933 году все священники благочиния были арестованы.

Разрушительная работа против религии была успешной: церкви разрушали, взрывали, устраивали в них клубы, склады, мастерские. По воспоминаниям А.И.Бекряшева, в 1938 году с Лябельской церкви принародно сбросили колокола.

Но в ней еще теплилась жизнь. Старый священник отец Симеон в первой половине 1939 года еще изредка служил службу. По всей вероятности в том же году она была закрыта.

В 1938 году в районе была создана Красноборская МТС. Располагалась она в районе аэродрома. В 1940 году ее перебазировали в деревню Фроловская, где находилась Лябельская церковь. Церковное здание использовали под ремонтные мастерские.

 – Окончательно всё разрушили к концу 1960-х годов. На месте кладбища (здесь веками хоронили лябельцев) возводились новые постройки… Сегодня о пятивековом существовании церкви на Лябле напоминают лишь фрагмент церковной стены да единственный случайно оставшийся надгробный памятник, – заключает комментарий Роман Власов. – Однако в сознании людей происходят отрадные перемены. Строятся или восстанавливаются церкви, часовни, на памятных местах устанавливаются и освящаются кресты. И мы рады, что на Лябле, наконец, наметились перемены, появились люди, восстанавливающие справедливость памяти.

Николай ШЕПТЯКОВ,

председатель Котласского движения краеведов "Северное Трехречье",

26 октября 2012 года


Вверх