S5 Corpway - шаблон joomla Joomla
Во Фроловской освятят памятный крест
  • Register

Надгробный памятник Ивану Попову

27 сентября 2012 года в 14 часов на месте уничтоженных Лябельской Преображенской церкви и кладбища при ней (д. Фроловская) состоится освящение креста в память о церкви и земляках-лябельцах, прах которых покоится в этой земле. Принять участие в церемонии освящения креста приглашаются все жители лябельских деревень, Красноборска, другие желающие. Мы же предлагаем читателям экскурс в историю, подготовленный нашим земляком-историком Романом Вячеславовичем ВЛАСОВЫМ.

Славяне поселились на берегах Ляблы в XII - XV вв. во время крестьянской колонизации Севера. Со временем в окрестностях речки образовался куст деревень - небольшая волость, вошедшая позд-нее в состав Алексеевской волости. По переписи 1623-1626 гг. в Лябельской волости насчитывалось 29 жилых деревень, 92 крестьянских двора с мужским населением 94 человека. Трудом многих поколений лябельцев отвоевывалось у природы жизненное пространство: разрабатывались пашни, сенокосы, пастбища для скота.

Земля хорошего качества и двинские луга давали высокие урожаи сельскохозяйственных культур и сена, что позволяло успешно развивать мясное скотоводство. На Лябле крестьяне построили три мельницы, которые обслуживали всю округу.

Но не хлебом единым жило северное крестьянство. После обустройства своих жилищ крестьяне приступали к возведению церкви, созданию церковного прихода для удовлетворения своих духовных потребностей.

Неизвестно, когда была построена на Лябле первая церковь - это может быть и XIV, и начало XVI веков. Есть сведения о том, что лябельская Спасская церковь в 1581 году была разобрана за ветхостью и на ее месте была построена Преображенская церквовь. В рукописном историческом сборке (время написания - вторая половина XIX века), хранящемся в музее г. Великого Устюга, есть запись: «В Лябельской Преображенской церкви хранится древний полотняный антиминс с надписью: «Освятися Олтарь в честь Господа Бога и Спаса нашего, лета 7089 (1581) марта 10 дня при царе и великом Князе Иоанне Васильевиче, при митрополите Антонии Всея Руси архиепископом Давидом Ростовским, Ярославским и Устюгским». Сколько лет простояла деревянная Преображенская церковь, неизвестно. Но известно, что зажиточная лябельская община в конце XVIII века приступила к строительству каменного здания церкви. В 1806 году одноэтажная церковь с теплым приделом с северной стороны была по-строена, а освящены: теплая - в 1809 году во имя Архистратига Михаила, холодная половина - в 1816 году во имя Преображения Господня. Возобновленный придел во имя Архангела Михаила был переосвящен в 1865 году. В течение веков лябельские деревни разрастались, росло их население. В церковном приходе в 1788 году числилось 793 человека, в 1868 - 1099. В 1860 году при Лябельской церкви открылась церковно-приходская школа.

Так в течение нескольких столетий в трудах и молитвах, с Божьей помощью крестьянская община на Лябле строила свою трудовую и духовную жизнь. XX век круто изменил основы крестьянского бытия. Первая мировая и гражданская войны привели к разорению деревни. Новая революционная власть объявила войну религии, церкви, духовенству. Церковь была отделена от государства, школа от церкви, церковное имущество конфисковалось, духовенство лишалось избирательных прав, церковь облагалась непомерно высокими налогами.

И.С. Карпов, служивший псаломщиком Лябельской церкви, в своих воспоминаниях отмечает, как была произведена в 1920-х годах конфискация ее имущества: «Представитель райисполкома зашел в храм Божий с грязным мешком, не снимая головного убора, своими руками с престола и жертвенника поклал священные сосуды в грязный мешок». Многие приходские священники подвергались аресту. Но на их место назначались новые. И.С. Карпов отмечает, что в 1933 году все священники благочиния были арестованы. Советская власть проводила беспрецедентную идеологическую обработку населения в духе коммунистических идеалов, развернула широкую антирелигиозную пропаганду. В Красноборске был создан «Союз воинственных безбожников», появились антирелигиозные плакаты, проводились диспуты райисполкомовских и партийных представителей с духовенством.

С течением времени все меньше прихожан стало посещать церковь: кто-то разуверился в Боге, кто-то боялся преследования со стороны властей. Подрастающее поколение, воспитанное школой, пионерской организацией и комсомолом на новых коммунистических идеалах, стало атеистическим.

Разрушительная работа против религии и церкви дала свои результаты. Церкви разрушали, взрывали, устраивали в них клубы, склады, мастерские и т.п. По воспоминаниям А.И. Бекряшева, в 1938 году с Лябельской церкви принародно сбросили колокола. Но в ней еще теплилась жизнь. Старый священник о. Симеон в первой половине 1939 года еще изредка служил службу. По всей вероятности, в том же году она была закрыта.

В 1938 году в районе была создана Красно-борская МТС. Располагалась она в районе аэродрома. В 1940 году ее перебазировали 9 деревню Фроловская, где находилась Лябельская церковь. Церковное здание использовали под ремонтные мастерские. С годами здание подвергалось разрушениям и было окончательно разрушено к концу 1960-х годов. На месте кладбища, на котором в течение веков были захоронены тысячи лябельцев, возводились новые постройки. Очевидцы рассказывают, что при рытье котлованов под строительство объектов скелеты и фрагменты скелетов людей выбрасывали под угор, а надгробные памятники укладывали в фундаменты будущих зданий вместо бутового камня.

Рисунок Лябельской церкви, выполненный М. Синицким в 1962 г.

Вот так буднично, за короткое время, был разрушен многовековой уклад духовной жизни ля- бельского крестьянства. Сегодня о пятивековом существовании церкви на Лябле напоминают лишь фрагмент церковной стены да единственный случайно оставшийся надгробный памятник. Однако в нынешнее время в общественном сознании людей происходят существенные перемены. Люди все больше интересуются прошлым, своими корнями, своими родословными. Строятся или восстанавливаются церкви, часовни, на памятных местах устанавливаются и освящаются кресты.

Одним из таких подвижников является котлашанин Валерий Витальевич Попов. Он родился на Лябле, в деревне Калинка Гридинская. В течение длительного периода собирал материал по истории этой местности, о своих близких и далеких родственниках, предках, установил родословную отцовского и материнского родов. На кладбище Лябельской церкви покоился прах десятков поколений его предков.

В.В. Попову глубоко в душу запала мысль устроить на месте Лябельского погоста мемориал в память о жителях Ляблы, погребенных здесь. Чтобы было куда прийти, покаяться, попросить прощения за содеянное людьми с памятью предков, чтобы помолиться, возложить цветы. Предполагается, что мемориал включит в себя памятный крест с надписью на гранитной плите, небольшую часовню, фрагмент церковной стены и сохранившийся намогильный памятник середины XIX века. В.В. Попов объединил вокруг себя группу единомышленников, усилиями которых с ведома местной власти и благословения священника Устьевдской церкви о. Валентина и возводится мемориал. Освящение его состоится 27 сентября - в праздник Преображения Господня.

Orgy